Сергей Астахов сыграл ссыльнопоселенца в фильме Юрия Кары

В 2001 году популярный актер Сергей Астахов был награжден театральной премией «Чайка» за роль влюбленного гения в сатириконовской Гедде Габлер. Все уже привыкли видеть Сергея в образе обаятельного негодяя – ведь именно такие роли, как правило, достаются актеру в мыльных сериалах. Когда же он сыграл главную роль в картине Юрия Кары «Королев», все были обескуражены.

У Сергея необычное отчество – Виконтович. По его словам, его дедушка много лет назад был поклонником писателя Александра Дюма и зачитывался его произведениями. Так, в один прекрасный в тульской области появился на свет Виконт – почти тезка сына Атоса, виконта де Бражелона (почти, потому что у мушкетера это было не имя, а всего лишь титул). Так что Астахова можно считать его «внуком».

Вплоть до семнадцатилетнего возраста Сергей жил неподалеку от острова Сахалин, в тайге, его отец был военным летчиком. Затем была служба в армии, политехнический институт, работа грузчиком. Чувствуя непреодолимую тягу к искусству, Астахов (тогда еще Козлов) поступил в воронежское театральное училище. Далее работал в Ленинграде у Игоря Владимирова, затем снова в Воронеже – все роли были главные. А потом… рванул в Москву, решив круто изменить свою жизнь.

Я могу понять людей, которые уезжают из Самары, Сахалина, Воронежа, стремясь отыскать свой собственный творческий путь, – говорит Сергей. – Но мне не понять тех, кто никуда не стремится и довольствуется тем, что имеет.

- А как же семья, родной дом, друзья?

- Я не говорил, что оставлять близких легко. Но ради движения вперед приходится чем-то жертвовать, это неизбежно. Если никуда не двигаться, можно по самые уши увязнуть в болоте и потом всю жизнь жалеть об этом.

Артист не ждал, что златоглавая Москва встретит его с распростертыми объятиями – этого и не случилось. Первое время в столице выдалось нелегкое – бывший актер воронежского театра был вынужден подрабатывать извозом, питаться гречкой и ночевать в машине.

- Трудно представить, что все это действительно со мной происходило шесть лет назад. Но я не жалею, что прошел весь этот путь. Скажу больше: если бы время вернулось назад, я бы не колеблясь, повторил его. Для актера путь в неизвестность – самый лучший из всех.

Кто ищет, тот найдет – вот жизненное кредо Астахова. Он действительно нашел то, зачем приехал в Москву – а именно работу в столичном театре, друзей, новую жизнь. Сергею предложили работу в театре «Et cetera». Он сыграл роль Штайна в «Гамлете», Доннеллана в «Борисе Годунове» (с последним спектаклем актер объездил полмира).

- Мне уже 37 лет и я бы не назвал свою карьеру стремительной, но на судьбу не жалуюсь. Чем быстрей и выше взлет, тем вероятнее и больней будет падение. В нашей профессии лучше отправляться в забег на длинные дистанции, придерживаясь заданной скорости. Самое главное – не сбавлять темп и не сойти с дистанции.

- Сережа, вы сейчас, можно сказать, находитесь в эпицентре интересных ролей в сериалах. Если я не ошибаюсь, в 2005-м году их насчитывалось около 15. И как вы не тонете в этом бесконечном круговороте?

- В Москве я снимаюсь с 2001-го года. За шесть лет было около 50 сериалов. Первое время их было не так много, но потом пошло по нарастающей. Не знаю, насколько я правильный выбрал путь (я про сериалы), но пока что-либо менять не готов.

- Значит ли это, что вас устраивает ваша сегодняшняя деятельность, уровень доходов, карьерный рост? Это ваш сознательный выбор?

- Не могу сказать, что мне все нравится, однако лучше так, чем годами сидеть дома в ожидании хороших ролей, которые вдруг упадут с неба.

- Но разве занятость во второсортных сериалах не умаляет профессионализм актера? Разве после этого он может рассчитывать на что-то большее? Не лучше ли играть реже, зато в серьезных ролях, чем так распыляться?

- В каком-то смысле я с вами согласен, это затягивает. Возможно, стоит сбавить обороты и стать более привередливым. Но зато такой разносортный шквал дает возможность выбора. Шесть лет назад у меня и этого не было, я был рад любой роли, даже самой пустячной. А сейчас среди такой массы вариантов мне предложили две серьезные роли в больших картинах. Невозможно предугадать, что случится завтра. Если есть работа, надо ее ценить, а не перебирать. И надо стараться делать свою работу как можно лучше, тогда и хорошие предложения не заставят себя ждать.

- Как вам удается не путать роли между собой, ведь их сейчас так много и они все чем-то похожи (везде вы играете обаятельных негодяев)?

- Всегда помню свои роли, перепутать их невозможно. Могу вспомнить, в какой сцене в каком галстуке снимался две недели назад.

- Почему вам всегда предлагают играть отрицательных персонажей?

- Как сказал режиссер Олег Погодин – актер должен играть в своем амплуа. Просто мой типаж идеально подходит для воплощения образов плохих ребят. Я считаю, каждый должен делать то, что у него лучше всего получается.

- И в каком же амплуа вы работаете?

- Хорошо одетый тип. Или обаятельный мерзавец, как вам больше нравится. Я бы в водевиле неплохо смотрелся, но не предлагают, хотя и петь и танцевать умею неплохо. Но у моего амплуа есть и свои минусы. Отрицательные сериальные герои на редкость стереотипны, похожи друг на друга, как две капли воды. Вспомните, кого в кино играли Миронов и Даль. Миронов – талантливый актер, играющий разные роли. Однако зритель его запомнил именно как обворожительного негодяя. Мало кто из актеров может похвастаться одинаковым успехом, скажем, в «Алых парусах» и в неромантичной роли областного следователя. Олег Стриженов предстает публике, как правило, в образе романтического героя. В роли зачуханного прапорщика он вряд ли был бы так же хорош.

- Однако вы все же намереваетесь сменить образ отрицательного героя на положительного (я имею ввиду Королева)?

- Надеюсь, я смогу оправдать ожидания.

- Я читала о Королеве. Насколько я знаю, он был некрасив, горбился и имел угрюмое выражение лица.

- Думаете, мне это не по зубам? (смеется). Я полагаю, мне удастся воплотиться в человека, смотрящего на мир исподлобья и с недоверием. У него не было телесной красоты, зато был острый, пытливый ум, вера в себя, увлеченность и блеск в глазах. В нем была своеобразная внутренняя красота, словно горел огонь внутри, благодаря которому он притягивал к себе взоры и словно гипнотизировал. Вот таким я вижу моего героя. Возможно, режиссер решил, что я смогу все это передать – дерзкий взгляд, непохожесть. В нем было что-то безумное, что-то, что помогало ему не сворачивать с намеченного пути. В 27-м году, когда еще не было автомобилей, он во всеуслышание заявил, что скоро мы будем жить на марсе.